Великий Пост и Пасха
История возникновения Великого Поста. Смысл Великого Поста. Значение недель Великого Поста. Обычаи и традиции на Пасху. Рецепт кулича.
После веселой и сытной Масленицы начинается строгий Великий пост. Длится он 48 дней. Считается, что этот период связан с 40-дневным постом Иисуса в пустыне, где он уединился после крещения, чтобы с помощью молитв подготовиться к миссии, с которой он пришел на землю — проповедь Евангелия. В подражание посту Спасителя, Церковью установлен сорокадневный пост для покаяния и единения с Богом. После строго поста наступает Страстная седмица.
Изначально пост не был христианской традицией. Различные обряды совершались натощак и достаточно было нескольких часов воздержания от пищи, обычно 40 часов. Затем эта традиция перешла к обряду крещения. В ней принимали участия только люди, которые готовились к крещению. Они вели подготовительные беседы перед крещением и недолго постились. Со временем пост растянулся на 40 дней и стал общей традицией.
В настоящее время сложилось понимание поста как периода воздержания от употребления некоторых продуктов и от греховных мыслей и деяний. Важно уделить внимание внутреннему смыслу, которым наполнена подготовка к Пасхе — как жил Иисус Христос и почему случилась его смерть и воскресение. Это время задуматься о своей жизни, о себе и о своем пути в этом мире. Воздерживаясь от сытной пищи, от развлечений, больше погружаясь в себя получаешь ответы на сокровенные вопросы, открываются истины, происходит осознание себя и путей своего развития.
Священнослужители говорят, что главное в пост не воздержание от пищи, т.к. продукты не могут осквернить человека, а оскверняют его дурные поступки, недостойные мысли, злые слова и плохое отношение к другим людям. Это делает человека не способным к общению с Богом, т.е. не способным услышать и понять себя. В пост важны духовные усилия, которые мы применяем, чтобы стать лучше, улучшить отношения с людьми и очиститься от всего наносного и фальшивого. Надо вспоминать свои грехи, сознавать их, молиться и просить об их прощении. Пост укрощает желания и приносит успокоение душе.
Чтобы придать легкости своей голове и впустить поток одухотворенных мыслей, все же следует отказаться от скоромной пищи: мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц. Слово «скоромный» происходит от слова «скором», означающий жир. Ешьте умеренно, не объедайтесь — овощи, фрукты, каши, грибы, орехи. Пост сохраняет тело здоровым и укрепляет для принятия даров.
С понедельника по пятницу не употребляется растительное масло, исключение праздничные дни. Рыбу можно два раза за весь пост — на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра (пятница шестой недели). В остальные субботы и воскресенья поста можно растительное масло. Совсем без пищи рекомендуется проводить первый день поста — Чистый понедельник и предпоследний — Великий Пяток или Страстная пятница.
Недели Великого Поста
Первая неделя Великого поста называлась Сборная.
В Чистый понедельник — первый день поста — мылись в бане, убирались в доме, еду не готовили — стол тоже оставался чистым. Ели лишь хлеб с водой — «сухоядение». Встречали пост как праздник в чистоте.
В субботу первой недели поста празднуют память великомученика Феодора Тирона, который. укрепляет дух верующих в пост и предохраняет от осквернения через пищу. Он был сожжен за исповедание христианской веры. А позже явился во сне архиепископу, чтобы предупредить жителей Константинополя о том, что правящий в то время император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал тайно осквернять все продукты на рынках жертвенной кровью в первую неделю Великого поста. Архиепископ Евдоксий повелел христианам не покупать продукты на рынках, а есть вареную пшеницу с медом. Это блюдо называлось коливо или кутья. Поэтому накануне субботы первой недели поста, в пятницу, читается канон святому Федору Тирону в память об этом событии и благословляется кутья. Это блюдо часто готовят в пост — варят пшеницу, ячмень или рис с изюмом, медом, орехами, маком. Оно же традиционно считается поминальным блюдом, приносимым в церковь в память об усопших в родительские дни -это вторая, третья и четвертая субботы Великого поста.
Во время Великого поста каждое воскресение имеет особое воспоминание.
Первое воскресение чтят память восстановление почитания икон в 842г. в Византии. Совершается чин Торжества православия.
Второе воскресение посвящено воспоминанию св.Григорию Паламе — византийскому богослову 14в. архиепископу совр.г.Салоники в Греции. Этот святой оставил многочисленные богословские сочинения, в т.ч. молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Он проповедовал практику непрестанной молитвы, которая является главным его вкладом в православное учение. Очистить свой ум и тело через непрерывную молитву для встречи с Христом.
Третья неделя называется Крестопоклонная и воскресение посвящено поклонению Кресту и совершается оно до пятницы. Во время служения Крест выносят на середину церкви и находится там до конца недели.
Прошла половина поста и люди уже подустали и поклонение Кресту служит поддержанием духовных сил прихожан. Крест как символ не только смерти Христа, но и его воскрешения, обещающего рай после смерти всем его последователям.
Четвертое воскресение принадлежит св.Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы. Главным принципом его жизни была умеренность. Он служит примером умеренности даже в аскетизме. Вся его жизнь — непрестанная молитва и служение Богу. Самый известный его труд «Лествицы» 6-7вв. полезен всем верующим как руководство к жизни. «Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.»
Пятое воскресение посвящено св.Марии Египетской, жившей в Палестине в 6в. Эта раскаявшаяся грешница всю жизнь (47 лет) провела в пустыне в дали от людей. О её мыслях, поступках, душевных страданиях и подвигах знает только Бог. Каждому человеку, какой образ жизни бы он не вел, необходимо иногда оставаться наедине с самим собой, чтобы заглянуть внутрь души, впустить туда духовный свет, впустить Бога и увидеть себя его глазами.
В пятницу шестой недели кончается Великий пост.
Суббота шестой недели посвящена воскрешению Лазаря и называется «Лазарева суббота». Иисус Христос воскресил своего друга Лазаря, которого он очень любил, умершего 4 дня назад. После этого Лазарь прожил ещё 30 лет, служа епископом на острове Кипр, в совр.г. Ларнаке. Это важное знаковое чудо убедило многих людей, что Христос — сын Божий, ему подвластны и жизнь и смерть. Это увеличило народную любовь к нему и веру. Воскрешение праведного Лазаря завершает сорокадневный пост и предвещает Воскрешение Христово. Господь торжественно въезжает в открытые врата Иерусалима, для того, чтобы принести себя в жертву, тем самым проявив наивысшую совершенную любовь, побеждающую смерть. Разрешается праздничная трапеза с икрой.
Шестое воскресение празднуется Вход Господень в Иерусалим. Это вербное воскресение. Христиане встречают Господа ветками вербы, наподобие жителей Иерусалима, встречавших Иисуса с пальмовыми листьями в руках. В этот день разрешается вино, рыба и растительное масло.
Страстная неделя
Последняя неделя называется Страстной седьмицей — воспоминание о страстях Господних. В Страстной четверг вспоминают о Тайной вечере Господа со своими учениками, когда они вкушали пасхальную трапезу. Во время службы вечером рассказывается о всех страданиях Иисуса Христа, о его жизни, суда Пилата, распятии и смерти. Во время этой службы верующие стоят с зажженными свечами, которые потом уносят домой. По старинному обычаю, придя домой после службы, верующие ставили четверговым огнем крест на косяках дверей, уберегающий их дом от бед. Четверговый огонь сохраняли в лампадках до Пасхи. Накануне готовили также четверговую соль (читайте в отдельной статье).
Пасха переводится как «прохождение мимо, прошел». Мясо ягненка готовили на праздничное застолье, а его кровью мазали косяки дверей, обозначая так дома, куда не надо заходить Ангелу, убивающему всех первенцев во время последней казни египетской. Благодаря этому действию праздник называется Пасха. Это история об исходе евреев из Египта и, связанное с ней название иудейского праздника. Это название перешло в Христианство из-за того, что воскрешение Христа произошло вблизи этого иудейского праздника.
Страстная неделя не входит в Великий пост и имеет иное смысловое значение. Великий Пост — это время для покаяния. А на Страстной неделе вспоминают последние дни земной жизни Христа перед его распятием и Воскресением. Это время задать себе вопрос — достоин ли ты, чтобы за тебя отдали жизнь, что ты сделал, чтобы измениться?
В Страстную пятницу выносится плащаница в церквях, на которой изображен Спаситель, лежащий в гробу. В Великую пятницу Спаситель был распят на кресте. Вечером совершается погребение Христа — плащаницу носят вокруг церкви. Ученики Христа похоронили его в гроте рядом с Голгофой.
В этот день ничего не едят по случаю великой скорби.
В Страстную субботу уже все ждут воскрешения Христова. Раньше верующие не расходились из церкви после субботней службы и сохранился обычай освящать хлеб и вино, которыми верующие питались в этот день.
В ночь с субботы на воскресение Мария Магдалина и другие женщины пришли к пещере, чтобы подготовить тело Христа к захоронению и обнаружили, что гроб пуст. Явившиеся Ангелы возвестили им о воскрешении Христа.
В эту ночь совершается Пасхальный крестный ход. Священнослужители и верующие выходят из храма и обходят его. Впереди несут большой крест и иконы. У каждого в руках лампадка. Это радостное шествие сопровождается колокольным звоном. Шествие останавливается у закрытых дверей храма, символизирующий закрытый гроб Господа. Колокола умолкают и священник возглашает о воскрешении Христоса из мертвых. Двери храма открываются и верующие видят ярко освещенный храм, так же как раньше женщины с Марией Магдалиной они видят, что Спасителя в пещере нет, что он воскрес из мертвых.
Колокольный звон на Пасху тоже особенный — трезвон. Неделю после Пасхи, называют «звонильной» неделей и все желающие могут подняться на колокольню и побыть звонарем.
Когда празднуют Пасху
Пасха бывает в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Так установили в 325г. на Первом Вселенском соборе, созванном по указанию императора Константина Великого. До этого Пасха отмечалась каждую неделю — Пасха воскресная. И раз в год особо торжественно — Пасха крестная. Это главный праздник Христианства, его смысл. Апостол Павел писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».
Начиная с пасхальной ночи и ещё сорок дней после, принято христосоваться. Это значит приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!», в ответ: «Воистину воскресе!» — после чего три раза целуют в щеки друг друга. Так верующие поздравляют друг друга и выражают радость о воскресении Спасителя.
Традиционные блюда на Пасху
Все блюда имеют символическое значение. Главные из них — крашеные яйца, куличи и пасха.
Крашеные яйца связаны с преданием о том, что Мария Магдалина преподнесла римскому императору пасхальное яйцо в подарок, когда сообщала о Воскрешении Христа. На что правитель заявил, что мертвый не может стать живым, как и белое яйцо не может стать красным. Вот тогда яйцо и стало красным у всех на виду. Следует знать, что скорлупу от освященных яиц надо прикопать в чистом месте, а не выбрасывать на помойку. Для окрашивания яиц можно использовать такие натуральные красители как луковая шелуха; сок замороженных ягод клюквы, черники, ежевики, черноплодной рябины; куркуму; кофе; отвар свеклы и моркови; красную капусту; чайную заварку; крапиву. Выбрав любой ингредиент, надо проварить в нем яйца, добавив уксуса для закрепления цвета.
Куличи служат воспоминанием о хлебе, который апостолы оставили на столе после трапезы для Спасителя после его вознесения, чтобы он мог присоединиться к ним.
Пасха — символ гроба Господня, напоминающего его по форме. Это творожное блюдо украшается буквами ХВ — Христос Воскрес, изображается крест как символ страданий.
Рецепт вкусного кулича
Состав:
50мл теплого молока
7гр сухих дрожжей (21гр свежих)
100мл сливок 20%
170гр сахара
3 яйца и ещё 1 желток
соль щепотка
ванилин пакетик
1 ст.л коньяка
1 ст.л растительного масла
100гр сливочного масла
100гр изюма
можно добавить цукаты 50гр
500гр муки
Приготовление:
Развести дрожжи в теплом молоке, добавить немного сахара и оставить до образования пенной шапочки. В миску налить теплые сливки, сахар, пару ложе муки из общего количества, молоко с дрожжами — перемешать и оставить в теплом месте минут на 30. Как опара подойдет, добавить яйца, соль, растительное масло, ванилин, коньяк и муку — замешиваем тесто. Затем добавляем мягкое сливочное масло и ещё раз вымешиваем тесто. В конце добавляем изюм и цукаты. Тесто накрыть и оставить в теплом месте подходить .Через 40 мин. сделать обминку. Всего стоит 1.5 часа.
Тесто разделить на 3 части (около 400гр) и переложить в формы диаметром 12см, высота 9 см. Накрыть полотенцем и оставить подходить. Заранее разогреть духовку до 180гр. Выпекать 30 мин. Остудить и украсит на свое усмотрение.